Пять лет назад в России началось формирование электронного правительства. Предполагалось, что онлайн-сервисы позволят получать любые государственные услуги с минимумом временных и финансовых затрат.
Но некоторым категориям граждан, например, пенсионерам, не хватало знаний и опыта для того, чтобы использовать возможности интернет-технологий. Поэтому одновременно с созданием электронного правительства было принято решение развивать сеть так называемых многофункциональных центров — пунктов, в которых можно получить различные виды госуслуг.
По указанию президента Владимира Путина к концу 2015 года многофункциональные центры (МФЦ) по предоставлению государственных и муниципальных услуг должны стать доступными для 90% российских граждан.
Возникает вопрос: Что важнее — переход к электронным услугам или повышение качества традиционных механизмов оказания услуг?
Ответ простой: это две неотъемлемые составляющие единого целого. Главное, чтобы Система предоставления услуг была ориентирована на определенную категорию заявителей с учетом возраста, социального положения, уровня образованности. «Продвинутая» часть населения для получения госуслуг может свободно пользоваться электронным порталом, через инфоматы, домашние компьютеры, мобильные устройства.
Для социально незащищенных категорий граждан, а также консервативной части населения, привыкшей к непосредственному общению — государственные и муниципальные услуги предоставляются на базе МФЦ. При этом для всех категорий должна быть реализована возможность предоставления минимального набора документов, благодаря системе межведомственного взаимодействия.
Неотъемлемым фактором при оказании услуг является и процесс управления качеством. Именно высокое качество оказания услуг может обеспечить МФЦ.
До 2015 года в соответствии с указом Президента РФ от 7 мая 2012 г.№ 601 необходимо решить следующие задачи:
-
охватить сетью МФЦ все города с населением больше 1000 человек;
-
обеспечить необходимую инфраструктуру офисов МФЦ;
-
обеспечить квалифицированными кадрами;
-
обеспечить высокое качество предоставления услуг.
Для решения поставленных задач в Зауралье создан многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг.
В декабре 2013 -го деятельности центра исполнится один год. К своей первой годовщине сотрудники ГБУ «МФЦ» подходят с неплохими результатами. Растет список предоставляемых услуг, количество жителей, получивших услуги через МФЦ, на сегодняшний день составило около 30 000 человек.
Самая важная задача, над которой в настоящее время работают региональные власти,— увеличение количества госуслуг в МФЦ. Сейчас жители Курганской области могут получить в ГБУ «МФЦ» около 50 различных государственных и муниципальных услуг. Среди популярных запросов граждан — оформление объектов недвижимости, обращение за субсидиями в сфере ЖКХ, назначение и выплата пособия на ребенка, предоставление адресной социальной помощи.
Уровень удовлетворенности жителей Курганской области качеством предоставления госуслуг составляет 85%. Большое внимание уделяется качеству предоставления услуг. Для этого ведется анализ работы кураторов дел, осуществляющих непосредственное общение с гражданами по приему и выдаче документов.
Для улучшения качества услуг в ГБУ «МФЦ» предлагается использовать возможности интернет-портала mfc45.ru. Зарегистрированные пользователи портала могут получить консультацию специалиста МФЦ, записаться в электронную очередь на получение госуслуги, получить информацию о состоянии дела, по которому они обратились в многофункциональный центр.
Второй вариант - получение государственной услуги в электронном виде безусловно удобен и экономит время, но требует от гражданина умения обращаться с компьютером, умения работать с документами и даже некоторой юридической грамотности. В настоящее время электронные услуги можно получить через федеральный портал услуг, региональные порталы, порталы органов местного самоуправления, ведомственные сайты.
Минэкономразвития России, проанализировав востребованность и социальную значимость услуг, предложило сосредоточиться на ручном переводе в электронный вид 14 первоочередных услуг, наиболее востребованных у граждан и бизнеса: государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственная регистрация юридических лиц, выдача санитарно-эпидемиологических заключений, регистрация авто-мото-транспортных средств, регистрация по месту пребывания и месту жительства, выдача государственного сертификата на материнский капитал. Именно эти услуги предлагается перевести полностью в электронный вид, разработав понятные методические руководства.
Итак, повышение качества и доступности государственных услуг, повышение уровня удовлетворенности заявителей — ключевые задачи на ближайшее время.
Достичь их можно, в первую очередь, развивая сеть МФЦ и увеличивая количество пользователей ЕПГУ. При этом необходимо контролировать качество услуг, сфокусировать внимание на приоритетных электронных услугах, развивать систему межведомственного электронного взаимодействия.
Со временем у граждан должна появиться возможность обратиться за любой государственной и муниципальной услугой в одно учреждение. Только в этом случае задача построения сети МФЦ может считаться полностью выполненной.
Пресс-служба ГБУ «МФЦ»
|